Бизнес процессы предприятия
Даже если вы никогда не сталкивались с понятием бизнес процессы предприятия, то это не значит, что в вашей компании их нет. Они существуют на каждом предприятии. Что же такое бизнес процесс?
Бизнес процессы – это последовательность действий (подпроцессов), направленная на получение заданного результата. Важно, что результат должен иметь ценность для организации. Несмотря на то, что в идеале бизнес процесс должен приносить ценность, есть и «паразитный» процессы. Поэтому все бизнес-процессы неотъемлемая часть любой организации. Например, порядок трудоустройства в вашу компанию – это бизнес процесс.
Бизнес процессы на предприятии играют важную роль, потому что они определяют все процессы функционирования и взаимодействия в компании. При этом организация взаимодействия с внешними поставщиками и клиентами относится к бизнес процессам. Если представить организацию как живой организм, то роль бизнес процессов в нашем организме будет соответствовать кровеносная система. Мы можем не знать, о существовании кровеносной системы, но она функционирует, так же и бизнес процессы. Но если вы хотите улучшить состояние и работоспособность организма, вам нужно “лечить” и “ухаживать” за ним. Так же и с бизнес процессами, если вы хотите обеспечить прозрачность взаимодействия между подразделениями, увеличить скорость работы Вам надлежит заняться бизнес процессами предприятия.
Понятие бизнес-процесса
Несмотря на то, что бизнес процессы на предприятиях существуют, с момента их основания, развитие систем управления получило в 20-ом веке и продолжается до настоящего времени. Такое развитие обусловлено активным распространением процессно-ориентированного менеджмента. Кроме того очень большое влияние на появление и развитие систем по управлению бизнес процессов оказало появление компьютеров. Потому что использование компьютеров позволило автоматизировать процессы. Но не нужно путать автоматизацию бизнес процессов с бизнес процессами. Это не совсем правильно. Фактически, системы автоматизации являются исполнительными органами принятых бизнес процессов.
Люди в вашей организации уже самоорганизуются
в рамках существующих ограничений.
Не нравятся результаты?
Посмотрите на ограничения…
Бизнес процессы предприятия.
Если Ваше предприятие “заболело”, я рекомендую Вам уделить время бизнес процессам. В данной статье мы опишем первый шаг. О следующих шагах мы расскажем в следующих статьях.
Итак, что нужно сделать? Конечно, понять, какие процессы уже существуют в компании и описать их. Если имеется какая-либо регламентация процессов, то это значительно упрощает вашу задачу.
Описание рекомендуем делать по следующим шагам:
а) определить, какие процессы используются и их применение организации;
необходимо просто составить реестр процессов и для каких целей они применяются. Например: процесс закупки сырья.
б) определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
т.е. вы должны понять, в какой последовательности, шаг за шагом выполняется каждый процесс. Например: представить процесс в виде этапов.
в) определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
говоря по простому, Вам необходимо определить, за счет каких ресурсов, т.е. кем и как, выполняются процессы. Чтобы оценить, очень важно понимать, какой результат выполнения процесса должны быть достигнуты. Например: время процесса, оцениваете сколько тратится и как им управлять.
г) обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
В процессе описания процесса, даже на первом этапе, вы можете увидеть, что ресурсов для его выполнения не достаточно, поэтому необходимо принять меры, к обеспечению наличия ресурсов. Так же важно, обеспечить обмен информацией между всеми участниками процесса.
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
После того как вы поняли какие процессы существуют, необходимо определить, как вы будете осуществлять контроль за его работой и эффективностью. Потому что без этих данных ваши процессы невозможно будет анализировать и улучшать.
е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Имея аналитику, вы сможете выполнять корректирующие действия, но в этом разделе есть подводный камень, а именно достоверные данные.
Бизнес процессы предприятия я рекомендую улучшать используя цикл “Plan – Do – Check – Act” (PDCA). Скорее всего Вы уже знаете об этом цикле. Но напомню: цикл PDCA можно кратко описать так:
планирование (plan) – разработайте план улучшений, определите процессы, подвергнутые коррекции для достижения результатов.
действие (do) – выполните план.
проверка (check) – проверьте насколько вы достигли результатов, поставленных в плане.
корректировка (act) – исходя из результатов, проанализируйте, почему не были достигнуты цели, и после этого можете составлять новый план.
Кроме того цикл PDCA, очень часто используется, практически в любой методологии или процессе, для их улучшения. Но описание цикла -это уже совсем другая статья, там и рассмотрим его подробнее.